Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape


Руководство | Основы

В данном разделе учебника изложены основы работы с Inkscape. Если документ открыт из программы Inkscape, Через меню Справка , то это обычный документ Inkscape: который можно просматривать, редактировать, копировать и сохранять.

Урок охватывает приёмы ориентирования на холсте и работу с документами. Он даёт начальное представление о рисующих фигуры инструментах, о выделении, о редактировании и группировке фигур, об установке параметров заливки и обводки, выравнивании и распределении объектов. Более сложные темы смотрите из меню Справка .

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl + стрелка для перемещения с помощью клавиатуры (например, для прокрутки документа вниз). Также можно передвигаться по холсту, нажав на среднюю клавишу мыши, или при помощи полос прокрутки (нажмите Ctrl + B чтобы показать или спрятать их). Для вертикального перемещения так же работает колесо прокрутки . Для горизонтального перемещения удерживайте Shift при прокрутке колеса мыши.

Изменение масштаба

Проще всего изменять масштаб клавишами — или + (или = ). Также можно использовать следующие варианты сочетания клавиш: Ctrl + средняя клавиша мыши или Ctrl + правая кнопка мыши — для увеличения, Shift + средняя , Shift + правая или колесо мыши с нажатым Ctrl — для уменьшения. На нижней панели, справа, можно задать значение (указано в процентах). Набрав нужное, нажмите Enter . В программе имеется Инструмент масштабирования (среди инструментов слева) можно увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов, которые Вы использовали рабочей сессии. Для возврата к предыдущему состоянию, нажмите ` , для перехода к следующему состоянию Shift + ` .

Инструменты Inkscape

The vertical toolbar on the left shows Inkscape’s drawing and editing tools. Depending on your screen resolution, the Commands bar with general command buttons, such as “Save” and “Print”, can be found either in the top part of the window, right below the menu, or on the right side of the window. Right above the white Canvas Area , there’s the Tool Controls bar with controls that are specific to each tool. The status bar at the bottom of the window will display useful hints and messages as you work.

Большинство действий доступны с клавиатуры. Все сочетания клавиш в меню Справка ⇒ Использование клавиатуры и мыши .

Работа с документами

Для создания нового пустого документа используйте Файл ⇒ Создать либо Ctrl + N . Для создания нового документа из шаблонов Inkscape используйте Файл ⇒ Создать по шаблону… или Ctrl + Alt + N .

Чтобы открыть документ SVG, используйте Файл ⇒ Открыть ( Ctrl + O ). Чтобы сохранить Файл ⇒ Сохранить ( Ctrl + S ),или Файл ⇒ Сохранить как… ( Shift + Ctrl + S ) чтобы сохранить под новым именем. (Хотя в Inkscape есть функция автосохранения, всё же стоит сохранять документ как можно чаще.)

Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics — Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG, в Inkscape можно работать и с другими форматами. Перечень поддерживаемых форматов файлов можно найти в диалоговых окнах Сохранить и Импортировать .

Inkscape opens a separate document window for each document. You can navigate among them using your window manager (e.g. by Alt + Tab ), or you can use the Inkscape shortcut, Ctrl + Tab , which will cycle through all open document windows. (Create a new document now and switch between it and this document for practice.) Note: Inkscape treats these windows like tabs in a web browser, this means the Ctrl + Tab shortcut only works with documents running in the same process. If you open multiple files from a file browser or launch more than one Inkscape process from an icon it may not work.

Создание фигур

Time for some nice shapes! Click on the Rectangle tool in the toolbar on the left (or press R ) and click-and-drag, either in a new empty document or right here:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет чёрную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, какими способами можно изменять эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур . Каждая созданная фигура имеет один или несколько ручек управления . Попробуйте перемещать их в пределах документа и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только тогда, когда выбран один из четырёх инструментов: синий квадрат, коричневый круг, жёлтая звёздочка или спираль). У панели Параметры инструментов свой способ изменения фигур. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которые видны), а также определяют параметры новых фигур.

To undo your last action, press Ctrl + Z . (Or, if you change your mind again, you can redo the undone action by Ctrl + Shift + Z .)

Перемещение, изменение размера и вращение

The most frequently used Inkscape tool is the Selector . Click the topmost button (with the arrow) on the toolbar, or press S , F1 or toggle the tool using Space . Now you can select any object on the canvas. Click on the rectangle below.

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

  • Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).
  • Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl , вы сохраните пропорции оригинала).

Щёлкните мышью по прямоугольнику ещё раз — направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

  • Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов; сместив крестик в центре фигуры, Вы сместите центр вращения).
  • Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов).

В режиме «Выделитель» так же можно менять размеры «Ш» и «В» (на панели над хостом) и координаты выделенного объекта «X» и «Y», вписывая значения в поля для ввода.

Изменение формы при помощи клавиш

Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства векторных редакторов — удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которые было бы невозможно выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов — не исключение.

Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов – стрелки , изменения размера – < и >и вращения – [ и ] ). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселям. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз ( 20 пикселей). Ctrl + > и Ctrl + < увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

Наиболее полезны пиксельные манипуляции , производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt + стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксель экрана). Это означает, что при нажатой клавише Alt , при увеличенном масштабе объекты перемещаются с большой точностью, и наоборот при уменьшении масштаба — точность перемещения снижается. Используя разный масштаб, можно изменять уровень точности, требуемый для выполнения текущей задачи.

Примечание: у пользователей Linux могут не работать Alt + стрелки и некоторые другие комбинации клавиш, если оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape (например: смена рабочего пространства). Обычно проблема решается настройкой оконного менеджера.

Выделение нескольких объектов

You can select any number of objects simultaneously by Shift + click ing them. Or, you can drag around the objects you need to select; this is called rubberband selection . (Selector creates rubberband when dragging from an empty space; however, if you press Shift before starting to drag, Inkscape will always create the rubberband.) By holding down Alt , you can turn the Selector tool into a pencil that you can use to draw on the objects you want to select. Practice by selecting all three of the shapes below:

Теперь, используя «пунктирное» выделение ( с клавишей Shift или без неё), выделите эллипсы, но не прямоугольник:

Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, то без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

Shift + клик на выделенном объекте исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift + клик , исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl + A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, то это равносильно выделению всех объектов документа). Сочетание клавиш Ctrl + A можно изменить в настройках.

Группировка

Несколько объектов могут быть объединены в группу . При перемещении и трансформации группа ведёт себя также как и обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl + G . Для разгруппировки нужно нажать Ctrl + U предварительно выбрав группу. Эти действия также доступны с помощью правого клика и меню Объект в панели меню. Сами по себе группы могут быть сгруппированы как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколько угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl + U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl + U несколько раз, если хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы (либо использовать Расширения ⇒ Расстановка ⇒ Разгруппировать до конца (Deep Ungroup) ).

Очень удобно то, что не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl + клик по объекту, Вы его выберете и сможете редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift + Ctrl + click , позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы.

Для входа в группу, нужно навести курсор на неё и нажать двойной клик , при этом можно редактировать каждый объект в группе без разгруппировки. Для выхода из группы нажмите двойной клик на пустой области холста.

Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

Заливка и обводка

Самый простой способ закрасить объект каким-либо цветом или изменить цвет его заливки – это выбрать объект, а затем нажать на образец в палитре под холстом.

Alternatively, you can open the Swatches dialog from the View menu (or press Shift + Ctrl + W ), select the palette that you want to use after clicking on the little menu icon in its bottom right corner, select an object, and click any swatch to fill the object (change its fill color).

Но более грамотным способом будет выбор диалога «Заливка и обводка. » через меню Объект (нажав Shift + Ctrl + F ). Выберите нижнюю фигуру и откройте диалог «Заливка и обводка…».

Диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Обводка», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Сплошной цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведённой выше фигуры будет нажата кнопка «Сплошной цвет».

Further below, you see the color picker . You can choose between different types of color pickers in the dropdown menu on the right side above the color picker: RGB, CMYK, HSL, and more. You can also turn on an additional Wheel picker for some of these, where you can rotate a triangle to choose a hue on the wheel, and then select a shade of that hue within the triangle. All color pickers contain a slider labelled “A“ to set the alpha (opacity) of the selected color.

Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка. » показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усреднённый цвет). Экспериментируйте на этих примерах:

Используя вкладку «Обводка», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

Новые статьи:  Конвертирование AAC в MP3

И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать Градиенты для заливки и/или обводки:

When you switch from flat color to gradient, the newly created gradient uses the previous flat color, going from opaque to transparent. The Fill and Stroke dialog will change to show the Gradient editor. Switch to the Gradient tool ( G ) to drag the gradient handles — the controls connected by lines that define the direction and length of the gradient. When any of the gradient handles is selected (highlighted blue), the Gradient Editor displays the color of that handle and allows you to change it.

Yet another convenient way to change the color of an object is by using the Dropper tool ( D ). Just click anywhere in the drawing with that tool, and the color you clicked on will be assigned to the selected object’s fill ( Shift + click will assign the stroke color).

Дублирование, выравнивание, распределение

Одним из наиболее распространённых действий является дублирование объекта ( Ctrl + D ). Дублирование размещает дубликат над оригиналом и делает его выделенным, и Вы можете переместить его в сторону при помощи мыши или клавиш стрелки . Попробуйте построить линию из копий этого квадрата:

Chances are, your copies of the square are placed more or less randomly. This is where the Object ⇒ Align and Distribute dialog ( Shift + Ctrl + A ) is useful. Select all the squares ( Shift + click or drag a rubberband), open the dialog and press the “Center on horizontal axis” button, then the “Distribute horizontally with even horizontal gaps” button (read the button tooltips). The objects are now neatly aligned and distributed with equal spaces in between. Here are some other alignment and distribution examples:

Z-порядок

Термин Z-порядок (порядок по оси Z) относится к перекрыванию объектами друг друга на рисунке. Иначе говоря, Z-порядок определяет, какой объект находится выше и закрывает собой другие. Две команды в меню Объект , Поднять на передний план (клавиша Home ) и Опустить на задний план (клавиша End ), переместят выбранный объект в самую верхнюю или самую нижнюю позицию по оси Z данного слоя. Две другие команды: Поднять ( PgUp ) и Опустить ( PgDn ) опустят или приподнимут выбранный объект (или объекты), но только на один уровень относительно других невыделенных объектов по оси Z (считаются только объекты, перекрывающие выделенные; если выделение ничем не перекрывается, действие «Поднять» и «Опустить» будет ставить его в самую верхнюю или самую нижнюю позицию соответственно).

Практикуйтесь в использовании этих команд, развернув Z-порядок нижестоящих объектов так, чтобы крайний левый эллипс оказался вверху, а крайний правый — в самом низу:

Очень полезная клавиша для выделений объектов — Tab . Если ничего не выбрано, данная клавиша выделяет самый нижний объект по оси Z; при других условиях она выбирает объект, находящийся над выбранным объектом (объектами) на оси Z. Shift + Tab работает наоборот, переключая от верхнего к нижнему, так как при создании объекта он добавляется вверх Z-уровня. И если нет выделения, нажатие Shift + Tab выберет последний созданный объект. Опробуйте использование Tab и Shift + Tab на стопке эллипсов вверху.

Выделение объектов под объектами и перемещение выделенного

Что Вы будете делать, если нужный объект закрыт другим объектом? Вы можете видеть нижний объект, если верхний (частично) прозрачен, но щёлкнув мышью по нужному, сделаете выделенным верхний объект, а не тот, что нужен.

В такой ситуации может помочь комбинация Alt + клик . Для начала щёлкните мышью по объекту, зажимая при этом Alt . В результате будет выбран тот объект, что сверху, как и при обычном выделении. Но при повторном нажатии Alt + клик в этом же месте выделенным станет нижний объект, ещё нажатие — и выделение сместится на объект уровнем ниже и т.д. Таким образом, несколько нажатий Alt + клик на стопке объектов будут перемещать выделение от верхнего объекта к нижнему на оси Z. Добравшись до самого нижнего объекта, нажатие Alt + клик выберет самый верхний объект.

[ Alt + клик может не работать в Linux, если оконный менеджер зарезервировал эти события для собственных надобностей. Попробуйте изменить настройки оконного менеджера, или заставьте его использовать клавишу Meta (она же клавиша Windows ), для того, чтобы Inkscape и другие приложения могли свободно использовать Alt .]

Это хорошо, но что Вы теперь будете делать с выделенным объектом, находящимся под объектом? Вы можете менять его форму и передвигать за управляющие ручки, но при попытке перемещения самого объекта ваше выделение сбросится и выделенным станет объект, находящийся выше (таким образом работает система щелчок-и-перемещение — сначала она выбирает объект (верхний) под курсором, а потом уже даёт возможность его перемещать). Чтобы назначить Inkscape перемещать то, что выбрано сейчас, не выбирая ничего другого, используйте Alt + перемещение . Эта комбинация будет перемещать нужное выделение вне зависимости от того места, где движется курсор мыши.

Практикуйте Alt + клик и Alt + перемещение на двух коричневых фигурах под зелёным прозрачным прямоугольником:

Выбор схожих объектов

Inkscape может выбирать другие объекты, похожие на выбранный в данный момент объект. Например, если Вы хотите выделить все синие квадраты на рисунке ниже, сначала выберите один из них затем откройте меню Правка ⇒ Выбрать одинаковые ⇒ Цвет заливки ( правый клик на холсте). Теперь все объекты с синим цветом заливки выделены.

В добавок к выбору по цвету заливки, можно выбрать несколько схожих объектов по «Цвету обводки», «Стилю обводки», «Заливке и обводке», а также по «Типу объекта». Если данных вариантов недостаточно попробуйте воспользоваться диалоговым окном Правка ⇒ Найти/Заменить .

Заключение

Урок по основам работы с Inkscape на этом закончен. В нём рассмотрена малая часть возможностей Inkscape, но со знаниями, которые вы получили, можно создавать простые и полезные графические работы. Описание более сложного материала можно найти в учебнике «Inkscape: Продвинутый курс» и других учебниках в меню Справка ⇒ Учебник .

Authors: Bulia Byak; Jonathan Leighton; Ralf Stephan; Bryce Harrington; Alexandre Prokoudine; Colin Marquardt; Josh Andler; Nicolas Dufour; Gellért Gyuris; Maren Hachmann

Translators: Yura aka Xxaxx — 2005; Alexandre Prokoudine — 2008; Evgeniya Sinichenkova — 2012; Ilya Sergeev — 2020

Header / footer design: Esteban Capella — 2019

Inkscape является свободным ПО с открытым исходным кодом, лицензия предоставляется в соответствии с GPL.

Как я рисую иллюстрации для конспектов по математике в Inkscape

В прошлой статье я рассказал, как пишу конспекты по математике на LaTeX в Vim. В этой статье покажу, как создаются рисунки для этих конспектов с помощью Inkscape, а также расскажу о своём самодельном менеджере горячих клавиш.

Некоторые примеры

Во-первых, позвольте показать примеры некоторых рисунков. Они сделаны для комплексного анализа, дифференциальной геометрии, электродинамики и моей бакалаврской диссертации по эллиптическим кривым. Я рисовал их во время лекции — за исключением, конечно, моей диссертации — используя Inkscape, поэтому давайте начнём с этого.




Что такое Inkscape?

Inkscape — это редактор векторной графики с открытым исходным кодом, доступный для всех основных платформ. Это бесплатная, но, возможно, менее функциональная альтернатива Adobe Illustrator. Его можно использовать для разработки флаеров и логотипов, как на картинке ниже, но это также мощный инструмент для рисования геометрических фигур.

Почему Inkscape?

Наиболее распространёнными решениями для добавления рисунков в документы LaTeX являются TikZ, PSTricks и Asymptote. У них одна общая черта: все они работают на командах, т. е. вы просто пишете код, который определяет, как рисовать фигуру. Например, код TikZ:

\begin \coordinate (A) at (1, 3); \draw[thick, ->] (0, 0) -- (A); \node[above right] at (A) ; \end

выводит такой рисунок:

Преимущество этих пакетов в том, что рисование очень похоже на программирование: вы можете использовать переменные, производить вычисления, использовать циклы for и т. д. Кроме того, рисунки хорошо вписываются в документ, потому что весь текст набирается прямо в LaTeX. Это означает, что легко набирать формулы, а если позже решите изменить шрифт документа, все картинки автоматически поменяются в соответствии с новым шрифтом.

Однако за эти преимущества приходится платить отсутствием визуальной обратной связи и низкой скоростью. Рисование сложных фигур по своей сути является графической задачей и без графического интерфейса может быть чрезвычайно трудоёмким. Невозможно щёлкнуть и перетащить объект, от руки нарисовать кривую или перетащить контрольные точки кривых Безье. Из-за этого TikZ намного сложнее и медленнее, чем Inkscape. Хотя я иногда использую TikZ для сложных рисунков, но в большинстве случаев преимущества Inkscape намного перевешивают преимущества TikZ, особенно если вы под давлением времени во время лекции.

С этим покончено, давайте начнём.

Внедрение рисунков Inkscape в документ LaTeX

Как и TikZ, в Inkscape есть возможность отображать текст в рисунке с помощью LaTeX. Для этого редактор экспортирует цифры и в pdf, и в файл LaTeX. В первом рисунок с отдельным текстом, а в файле LaTeX — код, необходимый для правильного размещения текста. Например, вы работаете в Inkscape над таким рисунком:

Теорема Римана

Чтобы включить этот рисунок в документ LaTeX, нужно перейти в меню File › Save As, выбрать ‘pdf’ в качестве расширения, а затем нажать Save, после чего появится следующее диалоговое окно:

Выбор ‘Omit text in pdf and cre­ate LaTeX file’ сохраняет рисунок как pdf+LaTeX. Чтобы вставить рисунки Inkscape в документ LaTeX, можно добавить в преамбулу следующий код:

\usepackage \usepackage \usepackage \usepackage \newcommand<\incfig>[1] \import >

Предполагая, что рисунок находится в файле figures/riemmans-theorem.svg , его можно вставить простым кодом:

\begin[ht] \centering \incfig \caption \label \end

После компиляции документа вы его увидите:

Как видите, текст визуализируется с помощью LaTeX, что очень красиво смотрится. Если позже решите изменить шрифт, он соответствующим образом обновится:

Такая система позволяет рисовать в Inkscape, продолжая набирать текст в LaTeX.

Быстрое создание и вставка рисунков

Когда я во время лекции пишу конспект, мне нужно добавлять рисунки на лету, не нарушая поток, то есть не тратить время на открытие Inkscape, поиск правильного каталога, ввод кода LaTeX для вставки фигуры вручную и так далее. Чтобы избежать этого, я добавил в Vim некоторые сочетания клавиш для управления рисунками. Например, когда я набираю заголовок рисунка и нажимаю Ctrl+F , происходит следующее:

  1. Скрипт находит каталог рисунков в зависимости от расположения корневого файла LaTeX.
  2. Затем проверяет, существует ли рисунок с тем же названием. Если да, то скрипт ничего не делает.
  3. Если нет, то шаблон рисунка копируется в каталог /figures .
  4. Текущая строка с заголовком рисунка заменяется кодом LaTeX для его вставки.
  5. Новый рисунок открывается в Inkscape.
  6. Наблюдение за файлами настроено таким образом, что всякий раз при сохранении рисунка в файл svg по нажатию Ctrl+S он также сохраняется как pdf+LaTeX. Таким образом, больше не появляется раздражающий диалог сохранения pdf, который мы обсуждали раньше.

Когда я хочу отредактировать рисунок, то нажимаю Ctrl+F в обычном режиме. Открывается диалоговое окно выбора, которое позволяет искать рисунки в текущем документе. После выбора оно открывает рисунок в Inkscape. Когда я сохраняю его, код для вставки копируется в буфер обмена. Таким образом, я могу повторно его вставить, если удалил исходник.

Эти горячие клавиши позволяют на лету добавлять и открывать рисунки. Не нужно помнить, что для каждого требуется указать pdf+LaTeX, выбирать правильный каталог или писать код для вставки. Барьер для добавления нового рисунка намного ниже, чем если делать это вручную. Мой скрипт для управления рисунками опубликован на Github.

Разобравшись с менеджментом, давайте поговорим о том, как на самом деле рисовать фигуры в Inkscape.

Рисование

Хотя рисование в Inkscape обычно быстрее, чем в TikZ, но оно всё же медленнее, чем рисование вручную. Процесс ускоряется с помощью встроенных сочетаний клавиш Inkscape, но по-прежнему недостаточно.

Поэтому я решил запрограммировать на Python самодельный менеджер сочетаний клавиш, который позволяет перехватывать все события клавиатуры, прежде чем они дойдут до Inkscape. Так у меня полный контроль над тем, как интерпретируется каждое нажатие клавиши, что даёт большую гибкость.

Рисование фигур

Начнём со встроенных сочетаний клавиш Inkscape. Например, r активирует инструмент рисования прямоугольника, e рисует эллипсы и т. д. С точки зрения реализации это означает, что менеджер сочетаний будет «воспроизводить» эти события клавиатуры, т. е. просто передаст их в Inkscape.

Однако вместо ярлыков по умолчанию p для карандаша и b для кривых Безье я использую w и f , поскольку их немного удобнее нажимать левой рукой, если в правой мышь. В духе сочетаний для левой руки я также сопоставил z для отмены, Shift+z для удаления и x для переключения привязки, что обычно назначено труднодоступной % .

Ключевые сочетания для часто используемых стилей

Объекты стиля — вторая по распространённости вещь, что я делаю в Inkscape. Стили для рисования фигур довольно просты:

  • Формы вроде прямоугольников и кругов обычно бывают чёрными, светло-серыми, белыми или прозрачными, возможно. с контуром.
  • Линии (включая контуры) в основном сплошные, пунктирные или точечные. Они могут быть (очень) жирными или нормальной ширины, а иногда со стрелкой с одной или обеих сторон.

Поскольку я очень часто применяю эти стили, то хочу делать это быстро, но использование сочетаний по умолчанию в Inkscape занимает слишком много времени. Например, вы хотите изменить стиль некоторых объектов следующим образом:

Придётся нажать Ctrl+Shift+F , чтобы открыть панель стилей, и обновить стиль каждого объекта, щёлкнув по нему, потому что вы не можете сделать это с помощью сочетаний клавиш в Inkscape. Это утомительно. В идеале хотелось бы производить такую операцию за долю секунды.

Здесь вступают в игру сочетания клавиш, которые состоят из двух или более одновременных нажатий. Например, когда я одновременно нажимаю s и f , мой менеджер сочетаний применит к текущему выбору сплошной контур и серую заливку. Когда нужен жирный контур, я нажимаю вместе s+f+g , где g означает жирный.

Таким образом, каждое свойство соответствует клавише: s обозначает обычный контур, f — серое заполнение, g — толщину, a — стрелку, d — точки, e — пунктир и т. д. Вот полная таблица возможных вариантов:

Некоторые стили в этой таблице соответствуют только одной клавише, например, стиль в левом верхнем углу: заполнение серым цветом без контура. Это может стать проблемой, потому что нажатие одной f запускает инструмент кривых Безье. Решение состоит в том, чтобы нажимать пробел + f , где пробел действует как заполнитель.

С такими сочетаниями предыдущая проблема решается в несколько нажатий:

  • f + s делает прямоугольник серым и добавляет сплошной контур;
  • f + h + e означает заполнение и жирный пунктир
  • a + g + d добавляет стрелку и превращает линию в жирный пунктир.
Добавление текста

Поскольку в рисунках часто встречаются математические формулы, хочется использовать свои сниппеты в Vim. Для этого я нажимаю t , что открывает небольшое окно Vim, где я ввожу код LaTeX. После выхода текстовый фрагмент вставляется в Inkscape:

Как я уже говорил, этот текст будет отображаться LaTeX при вставке рисунка в документ. Но иногда я хочу немедленно отобразить LaTeX, что можно сделать с помощью Shift+T :

У обоих вариантов есть свои преимущества и недостатки. В основном, я использую первый метод, потому что текст отображается в LaTeX-документе. Это означает, что шрифты всегда совпадают и вы можете использовать макросы, определённые в преамбуле документа. Но есть и недостаток: иногда немного сложно выполнить позиционирование текста. Поскольку вы не видите конечного результата в Inkscape, иногда требуется переключаться с Inkscape на программу просмотра pdf и обратно для тонкой настройки результатов.

Сохранение и использование более редких стилей

Хотя основных стилей достаточно в 90% случаев, иногда хочется использовать особенный стиль. Например, для рисования диаграмм по оптике полезно иметь стили стекла и луча. Для этого сначала нужно создать стиль в Inkscape, используя сочетания по умолчанию:

Чтобы сохранить эти стили, я выбираю один из объектов и нажимаю Shift + s . Затем ввожу название нового стиля, в данном случае ‘glass’, и нажимаю Enter для подтверждения. Теперь стиль сохранён, и позже я могу его использовать.

Теперь, когда я выбираю объект, нажимаю s и ввожу ‘glass’, к объекту будет применён соответствующий стиль. Однако нет необходимости вводить полное название, потому что стиль применяется немедленно, если он один соответствует введённым символам. Например, если у меня только один стиль, начинающийся с ‘g’, ввода одной этой буквы достаточно, чтобы применить стиль. Если у вас несколько стилей, то придётся вводить ‘gl’ или даже ‘gla’.

В такой ситуации раздражают сбои, когда вы ввели слишком много символов: предположим, что ввод ‘gl’ применит стиль, но вы набрали ‘gla’ — и тогда a будет интерпретироваться как другая команда. Поэтому диспетчер сочетаний ожидает 500 мс, прежде чем вернуться в режим по умолчанию. Этого времени достаточно, чтобы человек увидел, что стиль применён, и перестал печатать.

Добавление и сохранение объектов

Последний элемент моих настроек — добавление и сохранение объектов, что выполняется клавишами a и Shift+a , соответственно. Например, нажатие a и ввод ‘ec’ добавляет эллиптическую кривую:

В качестве другого примера: нажатие a и ввод ‘dg’ добавляет «замочную скважину», keyhole (‘dg’ — зеркальное отражение ‘kh’ на клавиатуре). С помощью Ctrl+- фигуру можно вычесть его из заданной формы:

Некоторые другие примеры: блобы и 2D, 3D-оси, которые я довольно часто использую в комплексном анализе и дифференциальной геометрии.

Если хотите попробовать сами, скрипт для управления рисунками в Vim и менеджер сочетаний клавиш Inkscape опубликованы на Github. Оба скрипта работают только на Linux-системах. Первый должен работать из коробки, второй, вероятно, потребует дополнительной настройки.

Вывод

С помощью Inkscape можно легко и быстро создавать иллюстрации для статей, книг и презентаций. Они выглядят профессионально и хорошо вписываются в документ. Хотя это медленнее, чем рисовать вручную, в большинстве случаев Inkscape быстрее, чем TikZ. Мои сочетания клавиш и скрипт для управления рисунками в Vim ещё больше ускоряют работу, позволяя рисовать фигуры во время лекций, не отставая от лектора.

Руководство | Основы

В данном разделе учебника изложены основы работы с Inkscape. Если документ открыт из программы Inkscape, Через меню Справка , то это обычный документ Inkscape: который можно просматривать, редактировать, копировать и сохранять.

Урок охватывает приёмы ориентирования на холсте и работу с документами. Он даёт начальное представление о рисующих фигуры инструментах, о выделении, о редактировании и группировке фигур, об установке параметров заливки и обводки, выравнивании и распределении объектов. Более сложные темы смотрите из меню Справка .

Перемещение по холсту

Есть множество способов перемещаться по холсту. Попробуйте Ctrl + стрелка для перемещения с помощью клавиатуры (например, для прокрутки документа вниз). Также можно передвигаться по холсту, нажав на среднюю клавишу мыши, или при помощи полос прокрутки (нажмите Ctrl + B чтобы показать или спрятать их). Для вертикального перемещения так же работает колесо прокрутки . Для горизонтального перемещения удерживайте Shift при прокрутке колеса мыши.

Изменение масштаба

Проще всего изменять масштаб клавишами — или + (или = ). Также можно использовать следующие варианты сочетания клавиш: Ctrl + средняя клавиша мыши или Ctrl + правая кнопка мыши — для увеличения, Shift + средняя , Shift + правая или колесо мыши с нажатым Ctrl — для уменьшения. На нижней панели, справа, можно задать значение (указано в процентах). Набрав нужное, нажмите Enter . В программе имеется Инструмент масштабирования (среди инструментов слева) можно увеличивать только необходимую выделенную область.

Inkscape хранит историю масштабов, которые Вы использовали рабочей сессии. Для возврата к предыдущему состоянию, нажмите ` , для перехода к следующему состоянию Shift + ` .

Инструменты Inkscape

The vertical toolbar on the left shows Inkscape’s drawing and editing tools. Depending on your screen resolution, the Commands bar with general command buttons, such as “Save” and “Print”, can be found either in the top part of the window, right below the menu, or on the right side of the window. Right above the white Canvas Area , there’s the Tool Controls bar with controls that are specific to each tool. The status bar at the bottom of the window will display useful hints and messages as you work.

Большинство действий доступны с клавиатуры. Все сочетания клавиш в меню Справка ⇒ Использование клавиатуры и мыши .

Работа с документами

Для создания нового пустого документа используйте Файл ⇒ Создать либо Ctrl + N . Для создания нового документа из шаблонов Inkscape используйте Файл ⇒ Создать по шаблону… или Ctrl + Alt + N .

Чтобы открыть документ SVG, используйте Файл ⇒ Открыть ( Ctrl + O ). Чтобы сохранить Файл ⇒ Сохранить ( Ctrl + S ),или Файл ⇒ Сохранить как… ( Shift + Ctrl + S ) чтобы сохранить под новым именем. (Хотя в Inkscape есть функция автосохранения, всё же стоит сохранять документ как можно чаще.)

Inkscape использует формат SVG (Scalable Vector Graphics — Масштабируемая векторная графика) для своих файлов. SVG является открытым стандартом и широко используется в графических пакетах. Формат SVG использует язык разметки XML, поэтому файлы в этом формате могут редактироваться любым текстовым или XML-редактором (отдельно от Inkscape). Помимо SVG, в Inkscape можно работать и с другими форматами. Перечень поддерживаемых форматов файлов можно найти в диалоговых окнах Сохранить и Импортировать .

Inkscape opens a separate document window for each document. You can navigate among them using your window manager (e.g. by Alt + Tab ), or you can use the Inkscape shortcut, Ctrl + Tab , which will cycle through all open document windows. (Create a new document now and switch between it and this document for practice.) Note: Inkscape treats these windows like tabs in a web browser, this means the Ctrl + Tab shortcut only works with documents running in the same process. If you open multiple files from a file browser or launch more than one Inkscape process from an icon it may not work.

Создание фигур

Time for some nice shapes! Click on the Rectangle tool in the toolbar on the left (or press R ) and click-and-drag, either in a new empty document or right here:

Как видите, по умолчанию прямоугольник залит синим цветом, имеет чёрную обводку и частично прозрачен. Ниже вы увидите, какими способами можно изменять эти параметры. Другими инструментами вы также можете создавать овалы, звезды и спирали:

Рассмотренные инструменты называются инструментами фигур . Каждая созданная фигура имеет один или несколько ручек управления . Попробуйте перемещать их в пределах документа и обратите внимание на изменение фигуры (белые точки видны только тогда, когда выбран один из четырёх инструментов: синий квадрат, коричневый круг, жёлтая звёздочка или спираль). У панели Параметры инструментов свой способ изменения фигур. Управляющие элементы в ней влияют на выбранные в настоящий момент объекты (т.е. те, ручки которые видны), а также определяют параметры новых фигур.

To undo your last action, press Ctrl + Z . (Or, if you change your mind again, you can redo the undone action by Ctrl + Shift + Z .)

Перемещение, изменение размера и вращение

The most frequently used Inkscape tool is the Selector . Click the topmost button (with the arrow) on the toolbar, or press S , F1 or toggle the tool using Space . Now you can select any object on the canvas. Click on the rectangle below.

Вокруг объекта вы увидите восемь стрелок. Теперь вы можете:

  • Передвигать объект (с нажатым Ctrl перемещения ограничиваются двумя осями: горизонтальной и вертикальной).
  • Менять размер объекта, потянув за любую из стрелок (меняя размер с нажатым Ctrl , вы сохраните пропорции оригинала).

Щёлкните мышью по прямоугольнику ещё раз — направление стрелок изменится. Теперь вы можете:

  • Поворачивать объект, потянув за угловые стрелки (с нажатым Ctrl объект будет поворачиваться шагами по 15 градусов; сместив крестик в центре фигуры, Вы сместите центр вращения).
  • Перекашивать (наклонять) объект, двигая неугловые стрелки (с нажатым Ctrl перекашивание будет производиться с шагом в 15 градусов).

В режиме «Выделитель» так же можно менять размеры «Ш» и «В» (на панели над хостом) и координаты выделенного объекта «X» и «Y», вписывая значения в поля для ввода.

Изменение формы при помощи клавиш

Одна из особенностей Inkscape, отличающая его от большинства векторных редакторов — удобное управление с клавиатуры. Трудно найти команду или действие, которые было бы невозможно выполнить с клавиатуры, и изменение формы объектов — не исключение.

Вы можете использовать клавиатуру для перемещения объектов – стрелки , изменения размера – < и >и вращения – [ и ] ). По умолчанию шаг перемещения и смены размера равен двум пикселям. С нажатой клавишей Shift это значение увеличивается в 10 раз ( 20 пикселей). Ctrl + > и Ctrl + < увеличивают или уменьшают объект на 200% или 50% от оригинала соответственно. С нажатой клавишей Ctrl вращение будет выполняться с шагом в 90 градусов вместо 15.

Наиболее полезны пиксельные манипуляции , производимые с нажатой клавишей Alt и клавишами изменения форм. Например, Alt + стрелки будут двигать выбранное на 1 пиксел данного масштаба (т.е. на 1 пиксель экрана). Это означает, что при нажатой клавише Alt , при увеличенном масштабе объекты перемещаются с большой точностью, и наоборот при уменьшении масштаба — точность перемещения снижается. Используя разный масштаб, можно изменять уровень точности, требуемый для выполнения текущей задачи.

Примечание: у пользователей Linux могут не работать Alt + стрелки и некоторые другие комбинации клавиш, если оконный менеджер перехватывает эти клавишные события прежде, чем они достигнут Inkscape (например: смена рабочего пространства). Обычно проблема решается настройкой оконного менеджера.

Выделение нескольких объектов

You can select any number of objects simultaneously by Shift + click ing them. Or, you can drag around the objects you need to select; this is called rubberband selection . (Selector creates rubberband when dragging from an empty space; however, if you press Shift before starting to drag, Inkscape will always create the rubberband.) By holding down Alt , you can turn the Selector tool into a pencil that you can use to draw on the objects you want to select. Practice by selecting all three of the shapes below:

Теперь, используя «пунктирное» выделение ( с клавишей Shift или без неё), выделите эллипсы, но не прямоугольник:

Каждый выделенный объект отображается с пунктирной рамкой вокруг него. Благодаря этой рамке просто определить, какой объект выделен, а какой нет. Например, если выбрать оба эллипса и прямоугольник под ними, то без пунктирной рамки будет сложно понять, выделены эллипсы или нет.

Shift + клик на выделенном объекте исключает его из общего выделения. Попробуйте для практики выбрать три объекта сверху, а после этого, используя Shift + клик , исключите эллипсы, оставив выделенным только прямоугольник.

Нажатие Esc сбросит все выделения. Ctrl + A выделяет все объекты в пределах активного слоя (если вы не создавали слоёв, то это равносильно выделению всех объектов документа). Сочетание клавиш Ctrl + A можно изменить в настройках.

Группировка

Несколько объектов могут быть объединены в группу . При перемещении и трансформации группа ведёт себя также как и обычный объект. Как следует из иллюстрации ниже, три объекта слева независимы, в то время как правые объекты сгруппированы. Попробуйте перетащить сгруппированные объекты.

Для создания группы нужно выбрать один или более объектов и нажать Ctrl + G . Для разгруппировки нужно нажать Ctrl + U предварительно выбрав группу. Эти действия также доступны с помощью правого клика и меню Объект в панели меню. Сами по себе группы могут быть сгруппированы как одиночные объекты. Подобная поэтапная группировка может быть сколько угодно сложной. При этом следует помнить, что Ctrl + U разгруппирует только последнюю группировку. Нужно нажать Ctrl + U несколько раз, если хотите полностью разгруппировать сложносгруппированные группы (либо использовать Расширения ⇒ Расстановка ⇒ Разгруппировать до конца (Deep Ungroup) ).

Очень удобно то, что не нужно разбивать группу для редактирования отдельных объектов. Выполнив Ctrl + клик по объекту, Вы его выберете и сможете редактировать. Таким же образом работает комбинация Shift + Ctrl + click , позволяющая редактировать несколько объектов независимо от группы.

Для входа в группу, нужно навести курсор на неё и нажать двойной клик , при этом можно редактировать каждый объект в группе без разгруппировки. Для выхода из группы нажмите двойной клик на пустой области холста.

Попробуйте трансформировать или переместить отдельные объекты из предыдущего примера (правая верхняя картинка) без разгруппировки, затем выберите всю группу обычным образом и убедитесь, что объекты остались сгруппированными.

Заливка и обводка

Самый простой способ закрасить объект каким-либо цветом или изменить цвет его заливки – это выбрать объект, а затем нажать на образец в палитре под холстом.

Alternatively, you can open the Swatches dialog from the View menu (or press Shift + Ctrl + W ), select the palette that you want to use after clicking on the little menu icon in its bottom right corner, select an object, and click any swatch to fill the object (change its fill color).

Но более грамотным способом будет выбор диалога «Заливка и обводка. » через меню Объект (нажав Shift + Ctrl + F ). Выберите нижнюю фигуру и откройте диалог «Заливка и обводка…».

Диалог содержит три вкладки: «Заливка», «Обводка», и «Стиль обводки». Вкладка «Заливка» позволит вам изменить заполнение выбранного объекта (или объектов). Используя кнопки под вкладкой, вы можете выбрать тип заливки, включая режим «Нет заливки» (кнопка со знаком X), режим «Сплошной цвет», режимы «Линейный градиент» или «Радиальный градиент». Для приведённой выше фигуры будет нажата кнопка «Сплошной цвет».

Further below, you see the color picker . You can choose between different types of color pickers in the dropdown menu on the right side above the color picker: RGB, CMYK, HSL, and more. You can also turn on an additional Wheel picker for some of these, where you can rotate a triangle to choose a hue on the wheel, and then select a shade of that hue within the triangle. All color pickers contain a slider labelled “A“ to set the alpha (opacity) of the selected color.

Каждый раз при выборе объекта вкладка «Заливка и обводка. » показывает текущее значение для данного объекта (для нескольких одновременно выбранных объектов, вкладка цвета показывает их усреднённый цвет). Экспериментируйте на этих примерах:

Используя вкладку «Обводка», вы можете убрать обводку объекта, установить его цвет или прозрачность:

Последняя вкладка «Стиль обводки» позволит вам изменить толщину и другие параметры обводки:

И, наконец, вместо сплошной окраски можно использовать Градиенты для заливки и/или обводки:

When you switch from flat color to gradient, the newly created gradient uses the previous flat color, going from opaque to transparent. The Fill and Stroke dialog will change to show the Gradient editor. Switch to the Gradient tool ( G ) to drag the gradient handles — the controls connected by lines that define the direction and length of the gradient. When any of the gradient handles is selected (highlighted blue), the Gradient Editor displays the color of that handle and allows you to change it.

Yet another convenient way to change the color of an object is by using the Dropper tool ( D ). Just click anywhere in the drawing with that tool, and the color you clicked on will be assigned to the selected object’s fill ( Shift + click will assign the stroke color).

Дублирование, выравнивание, распределение

Одним из наиболее распространённых действий является дублирование объекта ( Ctrl + D ). Дублирование размещает дубликат над оригиналом и делает его выделенным, и Вы можете переместить его в сторону при помощи мыши или клавиш стрелки . Попробуйте построить линию из копий этого квадрата:

Chances are, your copies of the square are placed more or less randomly. This is where the Object ⇒ Align and Distribute dialog ( Shift + Ctrl + A ) is useful. Select all the squares ( Shift + click or drag a rubberband), open the dialog and press the “Center on horizontal axis” button, then the “Distribute horizontally with even horizontal gaps” button (read the button tooltips). The objects are now neatly aligned and distributed with equal spaces in between. Here are some other alignment and distribution examples:

Z-порядок

Термин Z-порядок (порядок по оси Z) относится к перекрыванию объектами друг друга на рисунке. Иначе говоря, Z-порядок определяет, какой объект находится выше и закрывает собой другие. Две команды в меню Объект , Поднять на передний план (клавиша Home ) и Опустить на задний план (клавиша End ), переместят выбранный объект в самую верхнюю или самую нижнюю позицию по оси Z данного слоя. Две другие команды: Поднять ( PgUp ) и Опустить ( PgDn ) опустят или приподнимут выбранный объект (или объекты), но только на один уровень относительно других невыделенных объектов по оси Z (считаются только объекты, перекрывающие выделенные; если выделение ничем не перекрывается, действие «Поднять» и «Опустить» будет ставить его в самую верхнюю или самую нижнюю позицию соответственно).

Практикуйтесь в использовании этих команд, развернув Z-порядок нижестоящих объектов так, чтобы крайний левый эллипс оказался вверху, а крайний правый — в самом низу:

Очень полезная клавиша для выделений объектов — Tab . Если ничего не выбрано, данная клавиша выделяет самый нижний объект по оси Z; при других условиях она выбирает объект, находящийся над выбранным объектом (объектами) на оси Z. Shift + Tab работает наоборот, переключая от верхнего к нижнему, так как при создании объекта он добавляется вверх Z-уровня. И если нет выделения, нажатие Shift + Tab выберет последний созданный объект. Опробуйте использование Tab и Shift + Tab на стопке эллипсов вверху.

Выделение объектов под объектами и перемещение выделенного

Что Вы будете делать, если нужный объект закрыт другим объектом? Вы можете видеть нижний объект, если верхний (частично) прозрачен, но щёлкнув мышью по нужному, сделаете выделенным верхний объект, а не тот, что нужен.

В такой ситуации может помочь комбинация Alt + клик . Для начала щёлкните мышью по объекту, зажимая при этом Alt . В результате будет выбран тот объект, что сверху, как и при обычном выделении. Но при повторном нажатии Alt + клик в этом же месте выделенным станет нижний объект, ещё нажатие — и выделение сместится на объект уровнем ниже и т.д. Таким образом, несколько нажатий Alt + клик на стопке объектов будут перемещать выделение от верхнего объекта к нижнему на оси Z. Добравшись до самого нижнего объекта, нажатие Alt + клик выберет самый верхний объект.

[ Alt + клик может не работать в Linux, если оконный менеджер зарезервировал эти события для собственных надобностей. Попробуйте изменить настройки оконного менеджера, или заставьте его использовать клавишу Meta (она же клавиша Windows ), для того, чтобы Inkscape и другие приложения могли свободно использовать Alt .]

Это хорошо, но что Вы теперь будете делать с выделенным объектом, находящимся под объектом? Вы можете менять его форму и передвигать за управляющие ручки, но при попытке перемещения самого объекта ваше выделение сбросится и выделенным станет объект, находящийся выше (таким образом работает система щелчок-и-перемещение — сначала она выбирает объект (верхний) под курсором, а потом уже даёт возможность его перемещать). Чтобы назначить Inkscape перемещать то, что выбрано сейчас, не выбирая ничего другого, используйте Alt + перемещение . Эта комбинация будет перемещать нужное выделение вне зависимости от того места, где движется курсор мыши.

Практикуйте Alt + клик и Alt + перемещение на двух коричневых фигурах под зелёным прозрачным прямоугольником:

Выбор схожих объектов

Inkscape может выбирать другие объекты, похожие на выбранный в данный момент объект. Например, если Вы хотите выделить все синие квадраты на рисунке ниже, сначала выберите один из них затем откройте меню Правка ⇒ Выбрать одинаковые ⇒ Цвет заливки ( правый клик на холсте). Теперь все объекты с синим цветом заливки выделены.

В добавок к выбору по цвету заливки, можно выбрать несколько схожих объектов по «Цвету обводки», «Стилю обводки», «Заливке и обводке», а также по «Типу объекта». Если данных вариантов недостаточно попробуйте воспользоваться диалоговым окном Правка ⇒ Найти/Заменить .

Заключение

Урок по основам работы с Inkscape на этом закончен. В нём рассмотрена малая часть возможностей Inkscape, но со знаниями, которые вы получили, можно создавать простые и полезные графические работы. Описание более сложного материала можно найти в учебнике «Inkscape: Продвинутый курс» и других учебниках в меню Справка ⇒ Учебник .

Authors: Bulia Byak; Jonathan Leighton; Ralf Stephan; Bryce Harrington; Alexandre Prokoudine; Colin Marquardt; Josh Andler; Nicolas Dufour; Gellért Gyuris; Maren Hachmann

Translators: Yura aka Xxaxx — 2005; Alexandre Prokoudine — 2008; Evgeniya Sinichenkova — 2012; Ilya Sergeev — 2020

Header / footer design: Esteban Capella — 2019

Inkscape является свободным ПО с открытым исходным кодом, лицензия предоставляется в соответствии с GPL.


Оставьте комментарий